Российская фантастика зациклилась на фэнтэзи и альтернативной истории, на переигрывании прошлого. Зациклилась на настоящем (городской роман). Зациклилась на играх постмодерна. Зациклилась на "страшилках". Подчеркну, я говорю не о качестве текстов, не об уровне книг. Я говорю о новых идеях (выходящих за пределы мыслеконструкций, предложенных И.Ефремовым, А. и Б. Стругацкими, Ст.Лемом), об образах реального Будущего.
Можно связать этот кризис идей с кризисом СССР и "левого проекта" в целом. Можно - с кризисом индустриальной фазы развития, для которой фантастика была имманентным жанром. Можно - с кризисом русского когнитивного кода (смотри следующую тему).
Важно, что другие фантастики, не связанные с Россией, продолжают работать с будущим, хотя и очень осторожно, и далеко не все. Прежде всего, речь идет о США: Нейл Стивенсон, Вернон Виндж, Х.Райяниеми, Тэд Коспатка. Затем - Великобритания, Чайна Мьевилль, отчасти и К.Прист. И даже Китай слегка засветился "Задачей трех тел".
Мы выбили из Большой Игры?