Успех Дж.Р.Р. Толкина как писателя многим обязан филологическим познаниям Толкина-ученого; профессиональное освоение эпических традиций прошлого позволило автору создать собственный эпос. От анализа древних текстов, подготовки критических изданий и переводов («Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь», «Перл», «Беовульф») через «сиквел» («Возвращение Беорхтнота») и «заполнение лакун» в германских эпосах автор приходит к созданию собственной мифологии, прочно укорененной в подлинной традиции. Важной вехой на пути от научной работы с текстами к самостоятельному творчеству для Толкина становятся «вне-ардовские» тексты: «Возвращение Беорхтнота, сына Беортхельма» как продолжение древнеанглийской поэмы «Битва при Мэлдоне», «дописывание» недостающих эпизодов «Старшей Эдды» («Новая песнь о Вельсунгах» и «Новая песнь о Гудрун»), пересказ-переосмысление артуровского мифа («Гибель Артура»). Развивая возможности текстов оригинала, Толкин становится полноправным соавтором безымянных поэтов и хронистов и придает авторитетности собственному авторскому легендариуму, вписывая его в существующую, освященную временем традицию – посредством отголосков, тщательно выстроенных подспудных связей.